daniel_grishin (daniel_grishin) wrote,
daniel_grishin
daniel_grishin

Category:

Вечное сафари

Оригинал взят у loboff в Вечное сафари
Знаете, чем больше я наблюдаю сетевые дискуссии - по самым разным поводам, - тем больше я осознаю страшную по сути своей вещь: наши люди en masse совершенно не осознают, насколько глобальное, даже довлеющее значение в жизни общества занимает культура. И что жизнеспособность самого общества во многом именно на культуре и держится.

Людям отчего-то кажется, что песенки, картинки, книжки там всякие - это одно, а технологии, инфраструктура, экономика, закон, трудовая и социальная этика - нечто совершенно другое, никак с книжками не связанное. Даже то, что политическая жизнь страны есть не более чем составляющая жизни культурной - даже это людям непонятно. Они вполне благосклонно кивают, слушая банальности про культурное наследие или культурное величие нации, но когда слышат не менее банальности о том, что там где есть шансон, там немыслима разработка айфона (к примеру) - впадают в ступор. Хотя ведь, казалось бы, это для любого человека должно быть вещью самоочевидной. Ан нет.

Я даже провёл небольшой эксперимент по этому поводу. В записи "Украина, которой не случилось" я спросил людей, отчего, по их мнению, страна дошла до жизни такой, отчего она в считанные годы растеряла все амбиции, присущие большой стране и большому народу, и превратилась в геополитического карлика, потеряв даже подобие субъектности. Ответов было много, но лишь немногие дошли до хотя бы политического уровня проблемы, да и то разве что в виде "нет лидеров" или "ничтожные элиты". А в основном обсуждение так и вертелось вокруг экономики - "проели советские активы", "не провели модернизацию", "надо было с Россией дружить", ну, и прочее такое же. Ув. paidiev даже ответил отдельным постом, по косточкам разобрав падение Украины в экономическую пропасть - и тем самым, по его мнению, вопрос закрыв.

Хотя на самом деле вопрос таким образом не только не закрывается, больше того - тут не видно даже намёка на возможный ответ. Не в экономике дело, экономика, вопреки распространённому мнению, дело сугубо вторичное. А первичное - именно что культура и есть. И вот как раз с этим, базовым для осознания реальности пониманием - у нас и правда что полный швах.

Почитайте комментарии у ув. bohemicus, например - в его "Интервью с хищником". Там ведь народ в упор не понимает, о чём вообще идёт речь. Пока разбирается интервью Шварценберга, люди ещё кивают или возражают, глазки умненькие, слова гладенькие. А вот как дело доходит до культуры, и до рассуждений о том, что Украина самоубилась, отказавшись от включения в русскую культурную матрицу - глухая стена непонимания. И горох в эту стену, тысячью с лишним комментариев. А ведь Богемик говорит вещи попросту банальные. По сути, его талант как раз в том и есть, чтобы прописные истины облекать в форму одновременно и занимательную, и доходчивую. И вот даже в столь талантливом изложении - всё равно не воспринимают. Слепое пятно - не пробиться.

То есть до людей и действительно не доходит, что именно украинство - в его современном формате - страну и убило. Так вышло, что по обретении независимости страна в качестве наследства от эмиграции и диссидентства получила и готовую культурную матрицу - "формат Грушевского" - в виде радикальной украинской идеи галицийского разлива. То есть, если называть вещи своими именами - накрученную в идеологическом смысле до предела местническую культуру. А местническая культура ведь и идеологию себе отбирает под стать: и этнонационализм по сути своей и отражает сельское мироощущение, с тем же горизонтом восприятия - до ближайшего "чужого" хутора. И с неизбежным огораживанием от соседей - яростным и бескомпромиссным.

Оголтелая русофобия украинства это отнюдь не есть его суть, как представляется многим. Русофобия в данном случае есть всего лишь следствие этого самого сельского огораживания, желания маленького зверька забиться в норку и шипеть оттуда на больших, тем самым норку и охраняя. И при этом не замечая, что кроме норки зверушке досталась ещё и изрядная часть леса. В случае Украины самый прямой путь к огораживанию как раз и было выключение из амбициозной и деятельной русской матрицы.

Больше "выключаться" в любом случае было не из чего. Ибо все вот эти бла-бла-бла о "европейскости" есть не более чем разговоры в пользу бедных - у украинства нет корней в европейских культурах. Даже по отношению к полякам украинцы всегда были в подчинённом и зависимом положении, а кто же с холопами культурой делится-то? Наивная попытка идеологов украинства пристроиться к более раннему генезису, к западнорусской культурной традиции - попытка мало того что безнадёжная, но ещё и хамская. Ибо традиция эта уже прочно приватизирована, и результаты этой приватизации ни одна нормальная страна пересматривать ради Украины не согласится.

Что характерно, посягая на чужое, украинство умудряется при этом отказываться от своего - от блестящего имперского периода - лишь бы выдержать идеологические каноны огораживания. И в результате мало того что становится в маргинальную позицию - претендующие на чужую культурную территорию иначе как мелкими жуликами в мире рассматриваться не могут в принципе, - но и само остаётся при этом с культурным мизером. А именно - с тем, что успели наработать за ХIХ век - украиноязычного. А ведь не будь вот этой ограничительной заглушки на выключение всего русского, украинская культура была бы не просто соответствующей объёму нации, но ещё и избыточной. А значит - экспансионистской.

В этом случае достаточно было советскую версию даже не перерабатывать, а всего лишь слегка откорректировать в сторону повышения престижа и очищения от коммунистического идеологического шлака. Например, вывести из тени Шевченко Котляревского, и именно его назначить отцом украинского литературного языка (что, кстати, вполне соответствует действительности). И при этом получилось бы, что украинская нация получила свой литературный язык в 1798-м году, с опубликованием первых глав "Энеиды", за год до физического рождения Александра свет Сергеевича - тем самым на 20 лет опередив русских в культурном соцсоревновании. Ну, или же, в самых скромных раскладах - всего шесть лет спустя после "Писем русского путешественника" Карамзина - то есть, практически одновременно с москалями. Здесь, кстати, и смухлевать малёхо было бы не грех, и про Карамзина немножко "забыть".

А не разменивая винеров Разумовского, Безбородко и Паскевича на лузера Мазепу (это же надо было самим себе такой бездарный "обменный курс" установить!), с русскими можно было бы ещё и через губу говорить, и претендовать на политическое русское наследство - как равноценным строителям Империи.

Что мы видим вместо этого? Правильно - картину мы видим прямо противоположную. Всё делалось, и делается как будто специально для того, чтобы отечественную культуру максимально обеднить, выжав до состояния жмыха. А когда культура, по объёму соответствующая максимум миллионам так пяти носителей, а по качеству вытягивающая разве что на уровень региональной экзотики, распространяется на 40-миллионный неглупый народ, это значит одно - этот народ культуры лишили.

Что есть не глупость, нет, а есть преступление. Ибо нация ощущает себя ровно настолько, насколько ей позволяет её культура - как в объёмных, так и в качественных характеристиках. Периферийная культура определяет периферийное же положение в табели рангов - как народов, так и государств.

Самые адекватные из идеологов украинства, которые в глубине души понимают всю плачевность ситуации, стараются хотя бы выработать защитные механизмы для оправдания ситуации - чтобы совсем уже не впасть в отчаяние. В том числе через сравнение себя с Чехией и её опытом нацбилдинга. Мол, а вот же чехи по той же матрице действовали, на коленке мастерили в ХIХ веке и язык, и нацию, и историю, и ведь всё у них получилось. Потому что повезло, и Австро-Венгрия вовремя развалилась, а кляти москали в виде большевиков умудрились свою империю зла от развала уберечь, и нас не отпустили. Грешен, я и сам подобные воззрения время от времени транслирую. И по большому счёту не такая уж это и неправда. Однако и правда тут отнюдь не вся.

Во-первых, чехи хоть и на коленке, но мастерили свою культуру именно под себя - под свою "табель рангов" - как в территориальном, так и численном выражении. И им на свой объём наработанного в общем-то хватило. А во-вторых, и это куда важнее, при всех своих играх в самостийность, они свою причастность и преемственность с тевтонской и романской культурными традициями даже и не думали отрицать, и все вековые достижения Богемии тире Моравии не замедлили в национальный пантеон пристроить. Включая и национальных героев тоже. Украинцы же сделали ровно противоположное: свои культурные наработки обкарнали до пределов украиноязычия, а от русской культурной традиции добровольно и с песнями отказались. В переложении на чехов это приблизительно как если бы те сказали, что маршал Радецкий это бяка, кака и представитель оккупационного австро-венгерского режима.

Поэтому Украина, в отличие от Чехии, и "мае тэ що мае": культяпку вместо истории и протез вместо культуры. Страна, отвергающая величайший период собственной истории, выпадает из собственно исторического контекста, и неизбежно начинает играться в фоменко-носовские игры, с козаческим лыцарством и первобытными украми - чем окончательно вгоняет себя в историческую помойку. И страна, сколь бы она ни была велика, с культурой, годной для пяти миллионов жителей, и весить будет в мире как страна на пять миллионов жителей, при любой территории и любом объёме населения.

И это даже не внешнее воздействие, хотя и без этого несомненно не обходится - ибо пинают как раз слабых - тех, кто позволяет себя пинать. Но в первую очередь это выражается в самостоятельном ментальном обнищании и ментальном самоунижении - большая, сильная страна с великолепным потенциалом вдруг начинает ощущать себя маленькой, беззащитной и никчемной. И проявляется это во всём - в депрессивности мировоззрения масс, в низком качестве элиты, в ничтожном уровне лидеров, в слабости и внешней, и внутренней политики, и в упадочности экономики тоже. Потому что всё это не по отдельности, всё это и есть один симбиотический комплекс, в котором всё и вся между собой взаимосвязано, и который как раз культурой и определяется.

Не в экономике дело. Как раз экономика дело вторичное. Доминанта культуры куда важнее, и именно она определяет положение во всех остальных сферах, и именно она даёт или не даёт занять стране своё место и определяет шансы на реализацию регионального лидерства, или наоборот - скатывание в кибер-панк и хаос. Есть культура - значит, есть и элита. Есть элита - значит, есть и политика. Есть политика - есть и экспансия. А есть экспансия - будет и экономика - соседи сами под тебя прогнутся, и сами отдадут тебе свои деньги, и ещё и будут за это униженно благодарить. А вот если нет культуры - то нет ничего вообще. И на примере недавней украинской истории это видно более чем.

Чем более страна украинизировалась в сегодняшнем, настолько суженном смысле, тем и самоощущение нации всё более и более съёживалось, пока не обратилось в результате в самоощущение униженного попрошайки. За пять оранжевых лет выпадание из культуры, по сути уже дегуманизация нации - через совсем уже истерическое нагнетание украинства - как раз и довели страну до того состояния, в котором она пребывает сейчас. Потом, в пост-оранжевый период, мы уже просто по инерции падали в пропасть культурной деградации, пока не дожили до того, до чего дожили.

Цыганский табор посреди столицы страны - это и значит "культуры нет" - более красноречиво это и высказать было невозможно. После констатации этого факта и его массового осознания как именно факта - был возможен уже лишь окончательный провал, уже полное скатывание в Сомали. Дальше оставалось лишь следить за этапами этого падения. В том числе и за пляской на костях сограждан - преимущественно с украинской стороны, кстати - что и ещё раз показывает культурную разницу в самых основополагающих, базовых плоскостях. Юго-восточные регионы, которые пропитаны украинством в гораздо меньшей степени, и во многом так и остались в поле тяготения русской культурной матрицы - и в откровенное дикарство скатываются куда медленнее. Их даже толком на войну развести не получается, несмотря на массу приложенных для этого усилий - и это совершенно не случайно.

Кстати, насчёт "усилий". Несомненно, наше падение в пропасть активно поддерживалось и поддерживается со всех сторон - ибо "падающего подтолкни" есть одно из самых древних правил выживания. Можно сколько угодно плакать о внешнем вмешательстве, и дальше продолжать искать врагов, и успешно их находить. Вот только спокойное осознание того, что вокруг тебя и твоей страны только и исключительно враги и есть (а не только Россия), и что друзья это только мы сами, между собой - это тоже осознание, требующее культуры. Вне которой враги как раз внутри страны и будут - в виде своих же, но "неправильных" сограждан. В виде демонизированной власти. В виде наивной, практически деревенской персонификации политических процессов - вот плохого Януковича уберём, и сразу всё станет хорошо. А ещё плохих донецких врагов поубиваем, и тем самым всех врагов победим. И заживём.

А вокруг будет масса "друзей". Вот только - у каждого свои. У одних "друзья" будут раздавать печеньки, и аплодировать хаосу, называя его демократией. А потом ещё и давать понемногу денег от МВФ, на условиях развязывания гражданской войны - такой справедливой и необходимой. У других "друзья" будут открывать границы для дружественных боевиков, приехавших в чужую страну защищать почему-то своё отечество. И для всемерного обеспечения местных "пассионариев" станут не жалеть "гуманитарной помощи". Потом, когда совсем разгорится, и ещё "друзей" набежит, уже помельче - поляков, венгров, румынов - тоже со своими печеньками и со своим видением будущего того или иного региона "территории U" в составе своей страны и под эгидой своей культуры.

Это всё неизбежно. Легче всего обвинять автомат, который тебя убивает, и не видеть при этом того, кто нажимает курок. Куда труднее быть самому тем, кто держит автомат в руках, и кого за автоматом твоя жертва в упор не замечает - потому что завороженно смотрит только в маленькое чёрное отверстие, из которого вот-вот вылетит добрая свинцовая птичка, которая окончательно закроет все вопросы - про жизнь, про смерть, про всё такое, про мышей, про 42, и о том, почему всегда кто-то оказывается жертвой, а кто-то охотником.

Мир чрезвычайно жестокое место. Это вечное сафари. В котором охотник от добычи и отличается только наличием оружия. А от других охотников - его, оружия, калибром. И в котором в качестве оружия именно что культура и выступает. И если у тебя её нет, то... Беги, дядя Митя! Беги! Шарик ведь круглый, хе-хе, и всё равно ты никуда не убежишь.

Tags: украина, человеческое
Subscribe

  • Планы на январь

    Намерен с 1 по 8 января заглянуть в Санкт-Петербург и рад буду встретиться со старыми и новыми друзьями. Кто хотел бы встретиться в реале - прошу…

  • Кубок водокачки (быдлота и политота)

    „В их обществе я бы умер от скуки, не будь там меня.“ Александр Дюма (отец) Гонки в этот раз получились очень интересными. Лидер вырывался…

  • Аргумент

    - Если в могиле так уныло, то отчего ж вы не оживаете обратно?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment