Вчера наконец-то довелось сходить на моно-спектакль Кости Арбенина "Два клоуна". Я, прежде ходившая в театры довольно часто в силу особенности семьи под названием "мама театральный критик", последний раз была в театре даже не вспомню уже когда. Нет времени, да и, прежде всего желания, потому что последние опусы все больше не внушали доверия и в процессе просмотра того или иного спектакля становилось непонятно "что я здесь делаю" и "кто эти люди".
На спектакль Арбенина я шла с интересом и любопытством, так как знаю по книжкам и песням, что Костя - человек талантливый. Но все-таки ведь не актер, это совершенно иная грань, и в общем-то, серьезная профессия. Быть на сцене убедительным не профессионалу можно лишь в одном случае - стопроцентная искренность. Собственно, к профессионалам это тоже относится, но у них есть еще набор всяких "примочек", которые зачастую спасают положение.
Скажу банальность - спектакль превзошел самые смелые мои ожидания. Костя на театральной сцене оказался не менее, а где-то даже и более органичен, чем в концертном формате. Даже не так. Тут проступили грани, которых я до сей поры не замечала, которые не были задействованы в концертном исполнении. Для меня такой театр - самый что ни на есть настоящий - когда актер не играет на сцене, а живет - естественно, без натуги и желания, чтобы Станиславский в каждом из зрителей сказал "ВЕРЮ!". Не было кривляния и переигрывания, но было дурачество и кураж. И была игра, актерская игра, (где ударение надо ставить именно на слово "игра", "играть").
Все придумано крайне просто, человек рассказывает историю двух клоунов, собственно, написанную самим Арбениным. Но этот рассказ, помимо внутренней, очень сильной драматургии, еще подкреплен и режессурой, которая легкой, пунктирной линией, оживляет повествование. Интермедийные пантомимические вставки, игра с предметами (рыжий клоун изображался грейпфрутом, а белый- белой же перчаткой). Вдобавок, перевоплощения. Какими-то едва уловимыми, но очень точными штрихами, Костя изображал эти два диаметрально противоположных персонажа. И была понятна и ясна их диаметральность и, в то же время, целостность, неотделимость друг от друга.
В спектакле превосходный текст. Он не лишен литературности, точнее, даже, очень литературен. Но, как ни странно, не вызывает противоречия (ведь сценическая речь от литературной отличается. И бывает довольно трудно хорошо написанный текст столь же убедительно произнести и прожить на сцене). Музыка тоже хороша (ее написал Дмитрий Максимачев). Очень много мелочей, микро-придумок, которые так гладко вписываются в предлагаемые обстоятельства, что кажется, что и не придуманы вовсе, а так "само получилось".
Но самое главное- ощущение. Этот спектакль смотрится на одном дыхании, абсолютно погружает в себя и сочетает то самое несочетаемое, что только и отличает искусство от всего остального - одновременность лирики и иронии. Эта история чем-то трагична, но в ней неиссякаемый внутренний свет. Я ловила себя на совершенно противоположных реакциях - смех, слезы, философские размышления, бесшабашный интерес... но самое главное, то, что я рискую уже сейчас перейти в своей "рецензии" (поэтому буду закругляться)- это чувство меры. Оно не просчитывается, либо оно есть, либо его нет. Примерно то же со вкусом.
так вот, в "Двух клоунах" есть эта мера. Во времени, в пространстве, в философских отступлениях, в комических моментах, в лирике...
После спектакля было состояние детства, и одновременно очень мудрого взгляда на мир. Настоящего, не суетного и не замутненного будничной ерундой. Я очень счастлива, что посмотрела, и, конечно, всем рекомендую. А в сети нашла небольшой кусочек спектакля, в подтверждение всему вышесказанному.
Но живьем все равно лучше, потому что там же ведь еще эта, как её...энергетика! Куда ж без этого. В ней вся соль.
На спектакль Арбенина я шла с интересом и любопытством, так как знаю по книжкам и песням, что Костя - человек талантливый. Но все-таки ведь не актер, это совершенно иная грань, и в общем-то, серьезная профессия. Быть на сцене убедительным не профессионалу можно лишь в одном случае - стопроцентная искренность. Собственно, к профессионалам это тоже относится, но у них есть еще набор всяких "примочек", которые зачастую спасают положение.
Скажу банальность - спектакль превзошел самые смелые мои ожидания. Костя на театральной сцене оказался не менее, а где-то даже и более органичен, чем в концертном формате. Даже не так. Тут проступили грани, которых я до сей поры не замечала, которые не были задействованы в концертном исполнении. Для меня такой театр - самый что ни на есть настоящий - когда актер не играет на сцене, а живет - естественно, без натуги и желания, чтобы Станиславский в каждом из зрителей сказал "ВЕРЮ!". Не было кривляния и переигрывания, но было дурачество и кураж. И была игра, актерская игра, (где ударение надо ставить именно на слово "игра", "играть").
Все придумано крайне просто, человек рассказывает историю двух клоунов, собственно, написанную самим Арбениным. Но этот рассказ, помимо внутренней, очень сильной драматургии, еще подкреплен и режессурой, которая легкой, пунктирной линией, оживляет повествование. Интермедийные пантомимические вставки, игра с предметами (рыжий клоун изображался грейпфрутом, а белый- белой же перчаткой). Вдобавок, перевоплощения. Какими-то едва уловимыми, но очень точными штрихами, Костя изображал эти два диаметрально противоположных персонажа. И была понятна и ясна их диаметральность и, в то же время, целостность, неотделимость друг от друга.
В спектакле превосходный текст. Он не лишен литературности, точнее, даже, очень литературен. Но, как ни странно, не вызывает противоречия (ведь сценическая речь от литературной отличается. И бывает довольно трудно хорошо написанный текст столь же убедительно произнести и прожить на сцене). Музыка тоже хороша (ее написал Дмитрий Максимачев). Очень много мелочей, микро-придумок, которые так гладко вписываются в предлагаемые обстоятельства, что кажется, что и не придуманы вовсе, а так "само получилось".
Но самое главное- ощущение. Этот спектакль смотрится на одном дыхании, абсолютно погружает в себя и сочетает то самое несочетаемое, что только и отличает искусство от всего остального - одновременность лирики и иронии. Эта история чем-то трагична, но в ней неиссякаемый внутренний свет. Я ловила себя на совершенно противоположных реакциях - смех, слезы, философские размышления, бесшабашный интерес... но самое главное, то, что я рискую уже сейчас перейти в своей "рецензии" (поэтому буду закругляться)- это чувство меры. Оно не просчитывается, либо оно есть, либо его нет. Примерно то же со вкусом.
так вот, в "Двух клоунах" есть эта мера. Во времени, в пространстве, в философских отступлениях, в комических моментах, в лирике...
После спектакля было состояние детства, и одновременно очень мудрого взгляда на мир. Настоящего, не суетного и не замутненного будничной ерундой. Я очень счастлива, что посмотрела, и, конечно, всем рекомендую. А в сети нашла небольшой кусочек спектакля, в подтверждение всему вышесказанному.
Но живьем все равно лучше, потому что там же ведь еще эта, как её...энергетика! Куда ж без этого. В ней вся соль.