daniel_grishin (daniel_grishin) wrote,
daniel_grishin
daniel_grishin

Categories:

Еврейское. Хотя нет - русское.

Как, оказывается, много можно выжать из одного небольшого стихотворения :)

Пресловутого "Сероглазого короля" я впервые не прочитал, а именно услышал. Это было одно из любимых стихотворений моей первой тёщи, ныне , к величайшему сожалению, уже оставившей этот мир.
Прочитать-то - где бы и сподобился? Я всё же мальчик. Начитанный, конечно, несмотря на совершенно не располагающий к тому образ жизни, но начитаннный в сторону, более типичную для мальчиков. Как раз тогда я всерьез брался за Ремарка, например.
Однажды она даже написала одно стихотворение обо мне. "Зеленоглазый принц". Я совершенно не помню его, забылось за нервотрепкой развода, и прочитать негде. Может оно и к лучшему.
Но это было уже позже. Тогда мне 18 лет, я познакомился с её старшей дочкой и начинаю регулярно появляться в её доме. Возможно, стихи - этот и другие - были некоей проверкой, вызовом реакции, подлежащей анализу. А может просто движением души. В женщине, знаете ли, простодушие и стратегия не отделены друг от друга, кажется это называют "интуицией", и она и сама не может сказать где сделала что-то просто так, а где чтобы почувствовать "то ли это что нужно". В любом случае она была полностью в своем праве: в конце концов, этот парень претендует на душу и тело её дочки, надо посмотреть, что за человек.

Семья классических, буквально "сферических в вакууме" петербургских интеллигентов. Принадлежность и к петербургской культуре и к социально-культурной прослойке проявлялась буквально во всём. Для меня это было очень интересно и ново, я с искренним любопытством это наблюдал и впитывал.
Но что интересно: несмотря на стопроцентно еврейское происхождение по обеим ветвям, абсолютно ничего еврейского в них не было вовсе. Никак. Напрочь. Ни в единой мелочи. Теща ещё помнила несколько слов на идиш от своей бабушки, которыми иногда козыряла: как я сейчас понимаю, не всегда удачно т к смысл , видимо , подзабылся. Тесть припоминал, что в свое время пошел в Технологический а не на химфак потому что , мол, в университет с такой фамилией сложновато: но сам подтвердить это не мог, да и не хотел, его сложившееся более чем устраивало (и в самом деле, как инженер-химик он был нарасхват и "в авторитете", а чистая наука его, видимо, не особенно и манила) .
Всё.
Во всем остальном - рафинированная русская (петербургская) интеллигенция. От еврейства остались только характерной формы носы. Язык, культурный контекст - все русское. Вплоть до легкого влечения ищущего интеллигента семидесятых к православному христианству. К иудаизму не просто равнодушие а , похоже, они вообще о нем не помнили. "Ээээ ... А, да вроде у двоюродного брата сын этим увлекается, надо спросить".
Они не знали ни роли Моисея, основателя ветхозаветной Церкви (т е доталмудического иудаизма), в мировом монотеизме, ни даже того что евреи называют его Моше. И прекрасно без этого обходились.
Шолом-Алейхема они читали: он был в издании "Всемирной библиотеки", занимающем целую стену в одной из комнат. Там было прочитано всё, с чего бы обходить кого-то одного?

Я искренне старался быть им ближе. Потому я добросовестно пошел в Публичную библиотеку и прочитал там всё, что нашёл о евреях, особенно о местечковом быте 19-20 веков. Собственно, всё то, что я знаю о них - в основном либо оттуда либо на том же базисе. Довольно странно, учитывая мое отчасти и еврейское происхождение - но, поскольку в моем роду вообще очень многие судьбы складывались весьма странным образом, то я многое списывал на это.
Каким же было моё изумление, когда я пришел с этим багажом к ним и обнаружил, что всего этого они не знают да и знать не хотят. Не интересно. Не "вытесняется т к страшно или опасно" а именно не интересно. Не соприкасается с их бытием, чуждо. Как я уже написал, и Шолом-Алейхем в доме ведь стоит, и даже прочитан, но поскольку за душу берет на уровне "иностранной литературы" , то и запоминается не очень. На уровне одной удачной цитаты (я даже помню эту цитату: "Такие нежности при нашей бедности")
Интересно, что они вполне идентифицировали себя как евреи, но фактически понятия не имели, что это слово означает. И не рвались узнавать. Для них это был набор из характерных фамилий и черт лица, ну и запись в паспорте.

Вскоре я уже шутил, что в этой семье еврей всего один, и это я.

Как я знаю сейчас, таких семей было очень много. И большая часть нынешних евреев, своё еврейство осознающих, это не потомки "хранителей традиций", а новодел на волне "поиска корней". Этим же я объясняю и изрядное количество "лиц еврейского происхождения" в православном духовенстве или славянской культурологии: даже называя себя евреями они вели себя как русские, и когда им захотелось найти свои корни, ноги сами повели их в "русскую сторону".

А почему же они тогда искренне считали себя евреями?
Отчасти, конечно, потому что общество не давало им об этом забывать. От пресловутого пятого пункта в анкетах и паспорте, до бытового антисемитизма в массах. Бытовой антисемитизм, конечно, не в погромах и концлагерях, да и достаточно редок он (во всяком случае в Питере в то время) - но не настолько редок, чтобы о нем забыть совершенно. Да, все это, конечно, есть , но ...
Но , мне кажется, еще более важно другое. То, что характерно и для других этносов в русской нации и поэтому работает там точно так же. Украинцу не говорят "Ты что, сдурел - с такой фамилией в университет" , карелу не шипят вслед "все места хлебные обсидели", "национальность" (на самом деле этническую принадлежность) в паспорта и анкетах давно не пишут, и так далее - но люди, по сути совершенно русские, продолжают считать себя татарами, мордвой, белорусами и теми же евреями.

Мне кажется, это от долгой замкнутости России. Русские как этнос стали восприниматься фоном, белым листом бумаги без текста и рисунка. "В Германии иметь фамилию Мюллер это всё равно, что не иметь никакой" (с) - в РИ и СССР быть русским означало по большей части быть никем в смысле самоидентификации. Натужные кокошники и калинки-малинки своей казённой штампованностью как будто только подчеркивали, что власти пытаются создать то, чего нет - и приводили к эффекту, противоположному желаемому.
Люди пытались и пытаются искать себя. Пытались найти в себе нечто особенное - это вполне естественное стремление, это и есть самоидентификация, то есть поиск в себе чего-то уникального, что можно использовать как опознавательный признак. В некотором смысле это поиск своего имени.
Немец четко осознает свое отличие от всего мира: от французов, голландцев, поляков и тд. Француз тоже. И испанец и итальянец. Они давно - столетиями - общаются друг с другом и отлично видят свои отличия. Они могут путаться в определениях или даже не осознавать их явно но никогда не усомнятся в отличии своей общности от "фона", то есть остальных.
А русский долгое время жил как бы в своем мире, отделенном от планеты. Сначала его мир был отделен расстоянием - "хоть три года скачи, ни до какого царства не доскачешь". Потом железным занавесом, причем что царским "пачпортом" что советской выездной визой.
В этом замкнутом мирке русский не видел своего места в большом мире. Он не видел ни отличий ни сходств. (И по привычке не видит их сейчас, но это уже другая история) . И когда он искал самоидентификацию, то искал её в отличии не от большого мира, а от имеющегося фона - то есть ... от русских
И выколупывал в генеалогии еврейского дедушку, черкесскую бабушку, "нашему слесарю двоюродного кузнеца" какого угодно, только бы это придало хоть какую-то окраску ровному белому фону в нём самом. Потому, что невыносимо человеку сливаться с фоном и жить без имени.
И при этом своей русскости люди в себе не видят как рыба не видит воды а человек - воздуха. Это норма, фон, незамечаемое естественное состояние.
Забавно, что как раз эта семья вела себя совершенно по-русски даже в этом. Вот эта пара слов на идише, цитата из Шолом-Алейхема, - все это было бы как раз признаком поиска нерусских корней русского человека и выглядело вполне естественно для человека, узнавшего о еврейской бабушке. Но когда у тебя за сорок поколений в роду не было ни одного нееврея - это в самом деле странно. Казалось бы - да вот они, твои корни, можешь даже обрезания не делать, просто начинай захаживать в гости к тем кто свое еврейство осознает! ... нет, не будут захаживать, они там чувствуют себя чужими, хоть и принимаются как свои. Они упорно отходят на "русские позиции" и от этой печки снова начинают танцевать по-русски.
Для того, чтобы русский человек понял что быть русским это вполне себе уникальная самоидентификация, его надо в массовом порядке вытаскивать в этот большой мир. Да не в режиме "три столицы за пять дней на одном автобусе", а чтоб окунулся, прочувствовал, "научился Родину любить".

И сам себя бы понял. Нашел бы то что у него в голове и сердце. А не в метриках давно почивших экзотичных прабабушек.

Да и не только себя а и соседа тоже причислял бы к русским (или не русским) не по фамилии и форме носа.
Tags: без стакана не читать!, личное, межэтническое, музыкой навеяло, философское, человеческое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 241 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →