daniel_grishin (daniel_grishin) wrote,
daniel_grishin
daniel_grishin

Category:

Ответ на "Странное"

Я думаю, я разобрался со смущавшей меня мыслью.

Свободу неразумно считать самоцелью и самоценностью. Это всё же лишь средство.
Средствам присущи такие свойства:
1. без правильного применения любое средство бесполезно и может принести вред
2. смысл средства в достижении цели, а значит в момент достижения средство теряет смысл и становится ненужным.

Как смысл денег состоит в том, чтобы их на что-то потратить, так и смысл свободы в итоге в том чтобы мочь сделать выбор. Однако в момент самого выбора свобода выбора исчезает, она "истрачена". Чтобы сделать новый выбор, нужно отказаться от сделанного: это и не всегда возможно, но даже если возможно, то уже сделанный выбор "теряется".
Можно, конечно, сохранять свободу выбора бесконечно: но тогда она обессмысливается вообще т к если выбор никогда не будет сделан то свобода выбора есть средство для достижения цели, которую мы не собираемся достигать.
Это примерно как умереть от голода на мешке с золотом, так и не решившись истратить ни монетки. Для Braut, die sich nicht traut* нет смысла в статусе невесты.

Таким образом, нет смысла в свободе, от которой не намереваешься отказаться. В пользу чего-то более важного; того, ради чего и нужна была эта свобода.
Как нет смысла в деньгах, которые никогда не будут истрачены. Нет смысла в молодости, через которую не приходишь в зрелость.

В идеальном случае, наверное, это должно быть состояние в котором субъект убежден: получай он эту свободу заново сколь угодно раз, он будет делать всегда один и тот же выбор.
В суровой земной реальности, конечно, это вряд ли возможно, но это отчасти компенсируется усилием воли. Воля заставляет придерживаться сделанного выбора даже несмотря на то что он может и разочаровать. В обиходе это описывают как "верность данному слову" или сходными понятиями.

Смыслы притчи о блудном сыне, таким образом (помимо прочего):
- Автор притчи даёт понять, что окончательный выбор блудного сына (вернуться к отцу) как раз и приводит его к идеальному состоянию сделанного выбора. То есть "Выбор, о котором никогда не пожалеешь и который, получив свободу заново, повторил бы"
- Несмотря на то, что формально блудный сын уже делал в своей жизни выбор и, таким образом, должен был потерять свою свободу выбора , "истратить её", она чудесным образом не отнимается от него до тех пор, пока он не ощутит себя сам в том состоянии, в котором свобода ему не нужна. Не нужна именно потому, что возвращайся она к нему постоянно, он все равно делал бы один и тот же выбор (см. выше)


Спасибо всем комментаторам, вы помогли мне разобраться!
Я не знаю, корректен ли мой ответ с точки зрения строгой логики или богословских традиций, но это тот ответ, с которым я могу успокоиться.

_____

* die Braut, die sich nicht traut (нем.)- "Невеста, которая не выходит замуж", местное выражение для тех, кто многим сулит своё предпочтение но так и не делает выбор. Также используется как название немецкого перевода фильма " Runaway Bride" ("Сбежавшая невеста")
Tags: философское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments