6 лет человек шел к диплому. 3 года учебы - 3 года практики: Dualstudent, обучение с производством, несколько месяцев в аудитории - несколько месяцев в трудах праведных, постигает премудрости в условиях приближенных к боевым.
Казалось бы - превосходная система, сочетание теории и практики, специалист должен выходить готовый ко всему и сразу. Хоть сразу взвод давай и в бой бросай.
Ага. Щаз. Как говорят местные - Ja-ja....
В теоретической подготовке - абсолютное зеро. В практической - ощущение, что ему что-то давали поделать но такое чтоб поломаться само не могло. От любой сложной нагрузки берегли т к и объяснять всем было некогда и чинить поломанное никому не хотелось.
- А почему ты решил прийти именно к нам?
- О, я так люблю анализ данных, это моя любимая песня! (и начинает заливаться соловьем о том, как он любит данные по-всякому анализировать)
- А что ты предпочитаешь применять, корреляционный анализ или, например, кластерный?
- Эээ... я имею в виду - я люблю строить диаграммы, графики, таблицы..
- А какие нормальные формы таблиц ты обычно применяешь? (сам думаю: если хотя бы до третьей нормальной формы доходил то уже хорошо)
- Ну, мы делали таблицы в Экселе, и все нормально вроде было ...
В SQL плавает, про декартово произведение не слышал.
О существовании MDX не подозревает
- Хорошо. Но как Bachelor of Computer Science какие-то языки программирования ты знаешь, верно?
- Конечно! VBA
- Понятно...
Но черт с ним с общим уровнем. Мало ли - плохая школа была, бывает.
Но вот чего я в семом деле стерпеть не смог:
- А! Так я ж об этом слышал! Нам на втором семестре говорили!
- Отлично! Я не спрашиваю, почему ты не повторил этот материал собираясь на собеседование в фирму, занимающуюся именно этим. Но, надеюсь, сегодня вечером ты найдешь свои конспекты в кладовке и перечитаешь их. Потмоу, что завтра мы будем с этим работать.
На следующее утро
- Ой, я в принципе знаю, но не помню: это был второй семестр, конечно я все забыл.
- Погоди. Мы же договорились, что ты найдешь материал второго семестра?
- Да, но у меня были другие дела вечером.
Рисует ER-модель данных. Из двух сущностей : сотрудник и отдел.
К отделу прикреплены сотрудники, каждый сотрудник работает лишь в одном отделе.
Сколько нужно попыток, чтобы установить связь "один ко многим"? Парень справился с пятой попытки.
(речь не о владении софтом с незнакомыми кнопочками: модель рисовалась маркером на доске)
28 лет. Бакалавр.
Иду к начальнику: "Клаас, что за дубину ты мне прислал? Гони его к чертям пока испытательный срок не кончился!"
- Это был лучший из всех кандидатов, остальные - совсем беда. Так что учи, делай мне специалиста из того, что есть.
****
На четвертый день занятий он уже бодро, хоть и не без ошибок, малевал мне многомерные и реляционные модели и даже мог подключить в Power BI сторонние источники, связав их с имеющимися.
Парень не безнадежен.
Но для этого пришлось три дня вышибать из него особенности немецкого менталитета. Три дня на три особенности:
- Безынициативность, лень.
- Страх сделать ошибку
- Попытки все косяки прикрыть показным дружелюбием, лестью, угодливостью
Кажется, у меня получилось. Я убедил его в том, что за первый и последний пункты я буду строго наказывать, а вот за ошибки - не буду. Если он поверил, то миссия успешно завершена.
Но, честно сказать, я начал задумываться о будущем образовании для своих детей. Если их научат так же как его, то трудно им придется
UPD.: кстати, о "маркером на доске". Уже не в первый раз замечаю за местными: они резво лупят по клавишам не давая себе труда подумать к чему они хотят прийти.
На моем прошлом проекте я нередко брал блокнот, ручку и выходил в лобби выпить кофе и набросать себе план, схему или просто список пунктов к выполнению.
Прослыл великим инноватором: никто до меня никогда не пытался выйти из-за компьютера и подумать спокойно, держа в руке лишь лист бумаги и ручку.
Похоже, это системная проблема здесь